О ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ В.И. ЛЕНИНА

Памяти нашего соратника Григория Михайловича Сухорукова

Все важнейшие работы Ленина, какой бы проблеме они ни были посвящены, написаны на основе исторического, диалектического материализма. Но главный философский труд Ленина – это «Материализм и эмпириокритицизм», столетие которого мы отметили в 2009 году. В нем получила дальнейшее развитие марксистская философия в ответе на философские вопросы, которые тогда возникли в западно-европейской и российской философии и были направлены против марксистской философии и марксизма вообще. Там же Ленин дал глубокое обобщение новейших открытий в естествознании.

Работа эта была написана в 1909 году, в период реакции, когда религия взяла под свое влияние науку, философию, литературу, искусство. В философии появились различные идеалистические течения, отрицающие марксистский исторический материализм. Выступление Ленина в философии было крайне необходимо.

Нечто похожее сложилось на Украине в конце XX – начала XXI веков, когда религия проникла во все поры общественной жизни и в том числе в науку. Некоторые ученые на конференции «Религия и общество» доказывали, что между религией и наукой теперь уже нет противоречий. Доктор политических наук, видный буржуазный государственный деятель России, бывший коммунист Дугин опубликовал статью в «Крымской правде» под названием «Вперед ведет только путь, осененный богом». В ней он отрицает закономерности общественного развития по пути прогресса. Он ищет истину не в науке, а в религии. Киевские ученые, авторы, составители учебников для средней школы внесли предложение о запрете преподавания Дарвинизма, как противоречащего Закону божьему. Открытие волновой генетики П.П. Горяевым в середине 80-х годов XX века приспосабливается к библейской нравственности: молитва может исцелять, словесная информация человека влияет на его иммунную систему. «Научно» обосновывается деятельность экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов. Церковь не только распространяет суеверие, библейские легенды, но и делает попытки теоретически, философски доказать существование бога в объективной реальности. В церковном издании вышла работа Ольховской «О мировоззренческом выборе: реальность сверхъестественного». Попробуйте напечатать критическую статью с доказательством абсурдности этого утверждения. Буржуазная, так называемая «демократическая пресса» этого сделать не позволит. Я написал критическую статью против идеализма, фидеизма Дугина и предложил ее «Крымской правде». Мне ответили, ознакомившись только с названием корреспонденции: «Такие статьи мы не печатаем». Ленинская критика всего этого фидеизма, оккультизма, данная сто лет назад в книге «Материализм и эмпириокритицизм», оказалась актуальной и в наше время.

В названной выше книге В.И. Ленин дал классическое определение материи, из которого следует, что не материальное как объективная реальность не существует. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от нас и отображаемая в нашем сознании. В мире нет ничего кроме материи. Мышление человека – это мыслящая материя. Бог существует вне реальности – это изобретение людей. Страх перед силами природы и перед собственной смертью заставил их это сделать. Ленинское определение материи опровергает утверждение Ольховской об объективном существовании сверхъестественного. Последние изобретения в науке и технике полностью подтверждают правильность идей Ленина о единстве материи и сознания. Идеи, мысль порождаются не только живой материей, но и нечто похожее на мысль, идеи может выдавать и механическая материя в деятельности рук человека. Пример этому – действие компьютера и другой современной техники. Развивая мысль о первичности материи и вторичности сознания, Ленин в то же время подчеркнул, что абсолютное противопоставление материи, бытия и сознания, мышления ограничивается пределами «основного гносеологического вопроса», что «За этими пределами относительность данного противоположения несомненна».

В борьбе против субъективного идеализма и агностицизма Ленин развил марксистское учение о познаваемости мира – теорию отражения, о том, что мышление, сознание есть отражение внешнего мира. Если это отражение на основе ощущения, то это субъективный образ объективного мира. Ленин показал сложный диалектический процесс познания и дал краткое, но всеобъемлющее определение: «В теории познания... следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания являются знания, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным». Из этого определения прямо исходит Ленинское учение об истине. Утверждается объективность, независимость истины от субъекта. Процесс познания есть процесс развития относительной истины в абсолютную.

В.И. Ленин раскрыл значение практики в процессе познания. Практика есть основа, цель познания и критерий истины. Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной в теории познания. Очень важная мысль Ленина о понятии теории Маркса как объективной истины: «Идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к абсолютной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи».

В книге Ленина раскрываются философские проблемы естествознания.

Ленин показал неразрывную связь, единство диалектического и исторического материализма, что очень важно для современности. Некоторые «марксисты» уже в условиях криминального капитализма в своей практической и теоретической работе принимают во внимание закономерности исторического материализма, но забывают или считают несвоевременным применение диалектического материализма, включающего в себя научный атеизм. Борьбу с фидеизмом считают несвоевременной.

Украинские ученые-материалисты диалектики молчат. Одни не хотят входить в противоречие с религиозной господствующей общественностью, другие не могут из-за негласной цензуры. В России против массового распространения религии выступили десять академиков РАН. На Украине это выступление замолчали полностью. Господство фидеизма, клерикализма в общественном сознании вызывает серьезное опасение за будущее Украины. Общественное сознание, основанное на ложных представлениях о мире, легко принимает и другую ложь: национализм, фашизм, американский глобализм и др. Религиозное сознание народа укрепляет олигархическую власть и ослабляет позиции левых социально-прогрессивных сил. Отказ от деятельности по освобождению народа от религиозного суеверия противоречит прогрессу в развитии духовной жизни человечества.

Массовое распространение экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов с коммерческими целями значительно усилилось в связи с массовым распространением религии. У них одна основа – идеализм, оккультизм.

Г.М. Сухоруков, ученый, историк, философ, коммунист, представитель лучшего поколения людей – фронтовиков Великой Отечественной войны,

 

2010 г.

Дополнительная информация