О ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ В.И. ЛЕНИНА
- Подробности
- Создано 26.05.2016 11:48
- Просмотров: 735
Памяти нашего соратника Григория Михайловича Сухорукова
Все важнейшие работы Ленина, какой бы проблеме они ни были посвящены, написаны на основе исторического, диалектического материализма. Но главный философский труд Ленина – это «Материализм и эмпириокритицизм», столетие которого мы отметили в 2009 году. В нем получила дальнейшее развитие марксистская философия в ответе на философские вопросы, которые тогда возникли в западно-европейской и российской философии и были направлены против марксистской философии и марксизма вообще. Там же Ленин дал глубокое обобщение новейших открытий в естествознании.
Работа эта была написана в 1909 году, в период реакции, когда религия взяла под свое влияние науку, философию, литературу, искусство. В философии появились различные идеалистические течения, отрицающие марксистский исторический материализм. Выступление Ленина в философии было крайне необходимо.
Нечто похожее сложилось на Украине в конце XX – начала XXI веков, когда религия проникла во все поры общественной жизни и в том числе в науку. Некоторые ученые на конференции «Религия и общество» доказывали, что между религией и наукой теперь уже нет противоречий. Доктор политических наук, видный буржуазный государственный деятель России, бывший коммунист Дугин опубликовал статью в «Крымской правде» под названием «Вперед ведет только путь, осененный богом». В ней он отрицает закономерности общественного развития по пути прогресса. Он ищет истину не в науке, а в религии. Киевские ученые, авторы, составители учебников для средней школы внесли предложение о запрете преподавания Дарвинизма, как противоречащего Закону божьему. Открытие волновой генетики П.П. Горяевым в середине 80-х годов XX века приспосабливается к библейской нравственности: молитва может исцелять, словесная информация человека влияет на его иммунную систему. «Научно» обосновывается деятельность экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов. Церковь не только распространяет суеверие, библейские легенды, но и делает попытки теоретически, философски доказать существование бога в объективной реальности. В церковном издании вышла работа Ольховской «О мировоззренческом выборе: реальность сверхъестественного». Попробуйте напечатать критическую статью с доказательством абсурдности этого утверждения. Буржуазная, так называемая «демократическая пресса» этого сделать не позволит. Я написал критическую статью против идеализма, фидеизма Дугина и предложил ее «Крымской правде». Мне ответили, ознакомившись только с названием корреспонденции: «Такие статьи мы не печатаем». Ленинская критика всего этого фидеизма, оккультизма, данная сто лет назад в книге «Материализм и эмпириокритицизм», оказалась актуальной и в наше время.
В названной выше книге В.И. Ленин дал классическое определение материи, из которого следует, что не материальное как объективная реальность не существует. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от нас и отображаемая в нашем сознании. В мире нет ничего кроме материи. Мышление человека – это мыслящая материя. Бог существует вне реальности – это изобретение людей. Страх перед силами природы и перед собственной смертью заставил их это сделать. Ленинское определение материи опровергает утверждение Ольховской об объективном существовании сверхъестественного. Последние изобретения в науке и технике полностью подтверждают правильность идей Ленина о единстве материи и сознания. Идеи, мысль порождаются не только живой материей, но и нечто похожее на мысль, идеи может выдавать и механическая материя в деятельности рук человека. Пример этому – действие компьютера и другой современной техники. Развивая мысль о первичности материи и вторичности сознания, Ленин в то же время подчеркнул, что абсолютное противопоставление материи, бытия и сознания, мышления ограничивается пределами «основного гносеологического вопроса», что «За этими пределами относительность данного противоположения несомненна».
В борьбе против субъективного идеализма и агностицизма Ленин развил марксистское учение о познаваемости мира – теорию отражения, о том, что мышление, сознание есть отражение внешнего мира. Если это отражение на основе ощущения, то это субъективный образ объективного мира. Ленин показал сложный диалектический процесс познания и дал краткое, но всеобъемлющее определение: «В теории познания... следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания являются знания, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным». Из этого определения прямо исходит Ленинское учение об истине. Утверждается объективность, независимость истины от субъекта. Процесс познания есть процесс развития относительной истины в абсолютную.
В.И. Ленин раскрыл значение практики в процессе познания. Практика есть основа, цель познания и критерий истины. Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной в теории познания. Очень важная мысль Ленина о понятии теории Маркса как объективной истины: «Идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к абсолютной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи».
В книге Ленина раскрываются философские проблемы естествознания.
Ленин показал неразрывную связь, единство диалектического и исторического материализма, что очень важно для современности. Некоторые «марксисты» уже в условиях криминального капитализма в своей практической и теоретической работе принимают во внимание закономерности исторического материализма, но забывают или считают несвоевременным применение диалектического материализма, включающего в себя научный атеизм. Борьбу с фидеизмом считают несвоевременной.
Украинские ученые-материалисты диалектики молчат. Одни не хотят входить в противоречие с религиозной господствующей общественностью, другие не могут из-за негласной цензуры. В России против массового распространения религии выступили десять академиков РАН. На Украине это выступление замолчали полностью. Господство фидеизма, клерикализма в общественном сознании вызывает серьезное опасение за будущее Украины. Общественное сознание, основанное на ложных представлениях о мире, легко принимает и другую ложь: национализм, фашизм, американский глобализм и др. Религиозное сознание народа укрепляет олигархическую власть и ослабляет позиции левых социально-прогрессивных сил. Отказ от деятельности по освобождению народа от религиозного суеверия противоречит прогрессу в развитии духовной жизни человечества.
Массовое распространение экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов с коммерческими целями значительно усилилось в связи с массовым распространением религии. У них одна основа – идеализм, оккультизм.
Г.М. Сухоруков, ученый, историк, философ, коммунист, представитель лучшего поколения людей – фронтовиков Великой Отечественной войны,
2010 г.