Великий русский сатирик

28 апреля 1889 года скончался один из замечательных писателей-сатириков второй половины 19 века, автор крупных произведений и сказок, в которых остро и едко нарисованы картины загнивания и гибели помещичьего строя и самодержавно-бюрократического режима – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

До последней минуты своей жизни он работал, оставаясь суровым врагом произвола, двоедушия, хищничества, предательства. В своих произведениях сатирик выступил как суровый судья, каравший орудием смеха «дирижирующие классы».

Первое произведение Щедрина «Противоречия» (1847) и « Запутанное дело» (1948).

Сильной стороной повести «Противоречия» является тема социального неравенства. Нагибин – герой повести, задумывается над тем, почему одни люди «в карете ездят, а мы с вами пешком по грязи ходим».

Нагибин мечтает об иной действительности, «не только возможной, но и непременно имеющей быть».

В повести «Запутанное дело» – та же тема социального неравенства. Повесть пропитана страстным духом протеста против крепостного произвола, угнетающего и калечащего человеческую жизнь. Герой повести Мичулин – маленький человек, крайне бедный, мечтающий о счастливой жизни, когда не будет на свете «жадных волков, хищников-угнетателей», когда «люди будут счастливы», доведен нищетой и бесправием до отчаяния.

В предсмертном бреду все зло мира, вся неправда социальных отношений представилась ему в образе огромной пирамиды, составленной из людей, этажи которой образуют разные сословия: чем выше, тем богаче, знатнее. Внизу под тяжестью ее оказался двойник Мичулина, придавленный и изуродованный.

Повесть проникнута горячим сочувствием к униженным и оскорбленным, наполненная негодованием и протестом против угнетения и эксплуатации человека человеком, была напечатана в «Отечественных записках». Один реакционер сказал: «Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные сочинения. Тут ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных». Повесть была запрещена, Щедрин выслан в Вятку, где провел восемь лет. После смерти Николая I он был освобожден и вернулся в Петербург.

В «Русском вестнике» стали печататься его «Губернские очерки» (1856), которые принесли ему широкую известность. В них Щедрин подверг жестокому бичеванию произвол и лихоимство властей, дикую, постыдно праздную жизнь чиновничества, показал ужасающее бесправие и угнетенное состояние народа. Хотя цензура зачеркнула почти третью часть произведения, впечатление, произведенное им, было потрясающим. Н.Г. Чернышевский писал:

«Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким, не выставлял перед нами наши общественные язвы с большей беспощадностью».

«Помпадуры и помпадурши» (1863-1874). Сатирик дал галерею типов начальников губерний. Это самодуры, пользующиеся своим служебным положением. От всех этих управителей народ испытал бесконечные притеснения: надругательство, издевательство над личностью входило в программу административных мероприятий этих бюрократов.

«История одного города», печатавшаяся в «Отечественных записках» в течение 1869-1870 гг. – величайшее сатирическое произведение. Щедрин обратился к историческому прошлому России. Он видел, что основы государственного строя не изменились, что и в эпоху «великих реформ», как ее величали либералы, «эпоху конфуза», как называл ее Щедрин, «градоначальники секут, а обыватели трепещут».

Жизнь города Глупова – это «жизнь, находящаяся под игом безумия». «Мрачные идиоты» и « прохвосты», правящие городом Глуповым, – правдивое воплощение деспотизма, мракобесия и произвола в царской России. Вот градоначальники Глупова, в разное время назначенные правительством России.

Прыщ, майор Иван Пантелеевич, оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства…

Угрюм-Бурчеев – глуповский начальник. «Ограниченный. Разума он не признавал и даже считал его злейшим врагом…. Он разрушил старый город и построил другой на новом месте. Он был ужасен»….. Этот «прохвост», или, как его еще называет автор, – «загадочный идиот» – душил всякую самостоятельную мысль и волю.

Перехват-Залихватский. Архистратиг Стратилатович, майор…. Въехав в Глупов на белом коне, «сжег гимназию и упразднил науки».

Градоначальник Брудастый имел в голове некий механизм, воспроизводящий только два выкрика: «не потерплю!» и «разорю!» Но, оказывается, что этих двух выкриков достаточно, чтобы руководить Глуповым.

Все градоначальники – невежды и проходимцы, реформы их бессмысленны и вредны. Один градоначальник вводит просвещение, другой его упраздняет; один строит город, другой его разрушает; один замостил улицы, другой размостил и из добытого камня соорудил памятники.

С той же горькой иронией Щедрин рисует не только градоначальников, но и глуповцев, в образе которых воплощено все то темное, косное, рабское безучастие, безразличие, долготерпение, смирение, что веками накапливалось в народной среде «под игом безумия», и утверждает: «Из Глупова в Умнов дорога идет через Буянов, а не через манную кашу». Только революционной борьбой может быть завоевана свободная и счастливая жизнь.

«Господа Головлевы» (1875-1880). Тема романа – жизнь дворянской семьи в условиях дореформенной и пореформенной России, распад дворянской семьи, ее морального и физического разложения, никчемного существования и реальной смерти головлевской семьи.

В судьбе Головлевых раскрывается идея романа – паразитические классы – это сама смерть, злобная, пустоутробная. Почва, пропитанная хищничеством и праздностью, не даст хороших плодов. Не может вырасти на такой почве полноценный человек.

Одним из главных образов является образ Порфирия, которого брат Степан назвал Иудушкой, кровопивушкой. Жестокость в его характере сочетается с холодной расчетливостью. Никаких родственных чувств и привязанностей у него нет. Ждать от него помощи, сочувствия, участи нельзя. Свои хищнические поступки неизменно прикрывает ссылками на бога. Но подлинной религией Иудушки, как и всех Головлевых, является собственность. В истребительной войне за нее он уничтожил всех своих родственников и готов опутать «целый мир сетью кляуз, притеснений и обид».

Он любит «вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь». Предательство, жесткий расчет, отсутствие живых человеческих чувств, лицемерие и хищничество, пустомыслие и праздномыслие – основные черты Иудушки.

Свои подлые действия он прикрывает не только внешней благопристойностью, но целой массой словесного гноя. «Словами-то он сгноить человека может», – говорят о нем крестьяне. Речь Иудушки так соткана автором, что вызывает физическое ощущение липкой словесной паутины «точащегося гноя» и «зудения», выматывающего душу.

Иудушка – социальный и нравственный урод, и речь его – средство подлых мыслей и подлых поступков.

В.И. Ленин широко использовал в своих трудах щедринские образы. Почти все основные произведения сатирика – в поле зрения В.И. Ленина. Исследователи подсчитали, что в ленинских трудах Щедрин цитируется 340 раз!

В работах В.И. Ленина использованы щедринские «премудрые пескари», «либералы», «караси-идеалисты», «дикие помещики».

Угрюм-Бочреевы, Деруновы, Разуваевы, Колупаевы, Бородавкины, Топтыгины, Балалайкины и многие другие. Всю эту нескончаемую галерею образов трусов, подлецов, праздных мечтателей, тупиц, невежд, хищников, пенкоснимателей всех мастей многократно использовал Ленин в борьбе с врагами партии рабочего класса. Особенно часто он использовал образ Иудушки.

Еще в 1894 году в своей работе «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» Ленин заклеймил именем Иудушки российских бюрократов, проявлявших лицемерную «заботу» о крестьянстве.

В 1901 году Ленин писал о том, что официальные заявления царского правительства относительно « помощи» крестьянам похожи как две капли воды на бессмертные речи бессмертного Иудушки Головлева, отчитывавшего обираемых им крестьян.

(В.И. Ленин, ПСС, т. 5, стр. 256)

Бичуя кадетов, Ленин писал в 1907 году: «Жаль, что не дожил Щедрин до «великой» российской революции, он прибавил бы, вероятно, новую главу к «Господам Головлевым», он изобразил бы Иудушку, который успокаивает высеченного, избитого, голодного, закабаленного мужика: «Ты ждешь утешения? Ты разочарован отсутствием перемен в порядках, основанных на голоде, на расстреливании народа, на розгах и нагайках?.. Неблагодарный!»

(В.И. Ленин, ПСС, т. 12, стр. 304-305)

«Кадетский Иудушка Головлев способен внушить самое жгучее чувство ненависти и презрения. Ведь он действительно засоряет глаза народу, действительно отупляет умы» (1907).

Ленин воспроизводит и сущность и стиль речей щедринского героя: «К чему борьба? Зачем междоусобицы?» – говорит Иудушка – кадет, вознося очи горе и укоризненно поглядывая на революционный народ и на контрреволюционное правительство. «Братья! Возлюбим друг друга…»

(В.И. Ленин, ПСС, т. 12, стр. 304-305)

В борьбе с меньшевиками, гневно и страстно разоблачая предательское нутро этих «социалистов», Ленин снова использует образ Иудушки. «Ученейшим Иудушкой Головлевым называет он германского социал-демократа Карла Каутского, а его статьи – сладенькими Иудушкиными речами».

Образ, созданный великим сатириком, каждый раз возникал в сознании Ленина, когда он боролся против политического предательства, бесстыдства и лицемерия.

В изменяющихся исторических условиях Ленин с уничтожающей силой клеймил образом Иудушки то царских бюрократов, то русских и заграничных меньшевиков, то кадетов, то, наконец, врага трудящихся Троцкого за его предательство, лицемерие, двурушничество после революции 1905 года.

Образ Иудушки оказался столь емким, что его именем можно было охарактеризовать самых различных предателей рабочего движения. Перенеся Иудушку в другую историческую обстановку, Ленин раскрыл всеобъемлющий смысл щедринского образа, значение которого выходит за рамки семейного романа. Ленин назвал образ Иудушки бессмертным.

Необычайно любивший Салтыкова-Щедрина и ценивший его творчество, обращаясь к редакции большевистской «Правды» в 1912 году, Ленин писал:

«Хорошо бы вообще от времени до времени вспоминать, цитировать, растолковывать в «Правде» Щедрина и других писателей «старой» народнической демократии. Для читателей «Правды» это было бы уместно, интересно, да и получилось бы освещение вопросов рабочей демократии с иной стороны, иным голосом».

(В.И. Ленин, ПСС, т. 35, стр. 31-32)

Труды Ленина свидетельствуют о том, насколько органически вошли в литературную речь щедринские образы и выражения.

Так раскрывается в трудах В.И. Ленина безграничная глубина и революционная направленность сатирического наследия Щедрина.

Беспощадное остроумие писателя вызывает и у современного читателя чувство ненависти, презрения ко всякому проявлению лицемерия, бюрократизма, помпадурства, обывательщины, рабьей трусости и приспособленчества.

Вместе с тем слово сатирика пробуждает любовь к тем великим идеалам, во имя которых Щедрин бичевал общественные пороки.

В настоящее неспокойное время, в позорную и тяжелую пору жизни, когда все изменяет и предательствует, когда беспринципная, продажная интеллигенция «применительно к подлости» служит не простому народу, а эксплуататорам, когда предали анафеме советский период, самый лучший и продуктивный в истории России, когда преданы вожди трудового народа В.И. Ленин и И.В. Сталин, которые благодарными потомками заслуженно зачислены в сотню гениев всего мира, когда преданы Октябрьские идеалы и Коммунистические идеи, когда предана Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне и вырывается из народной памяти все, что связано с величавым словом «Советское», когда предана Советская Родина – Союз Советских Социалистических Республик, – лгуны, клеветники, лицемеры, предатели, преступники, лишенные высокого нравственного мерила и сравнимы с Иудушкой Головлевым, который является олицетворением «смердящей язвы, точащей гной», дошедшие до политического предательства, бесстыдства, низости и подлости, до каких только может снизойти обезумевший человек, эти Иудушки поют и подпевают миллионерам, миллиардерам, олигархам и кружатся вместе с ними в Иудушкином паучьем хороводе.

Неестественная, притворная, елейная, приторная Иудушкина набожность и религиозность буржуазии насколько велика, что помогает ей грабить народ на «законной» основе, лгать, пакостничать и прикрывать свои низменные расчеты и хищнические желания благопристойностью. Прикрывая нечестно нажитые богатства на слезах и людских страданиях маской благородства и великодушия, покорности и послушания, эти Иудушки посещают церкви и соборы, не пропускают ни одного церковного богослужения, держат в руках свечи, молятся и крестятся, просят Бога помочь им сохранить украденные у народа деньги, лежащие в зарубежных оффшорах.

Но на унавоженной российской земле воровством, взятками, изменой, предательством, ханжеством, лицемерием, без равенства, братства, справедливости не может сформироваться здоровая, полноценная, патриотическая Россия!

Зычный голос Щедрина возлагает надежды на народ, из среды которого должны явиться строители государства без «пустоплясов» и толстосумов, без угнетателей и эксплуататоров, без миллионеров, миллиардеров и олигархов.

Все суждения и призывы Щедрина настолько глубоки и правильны, что сохранили свою ценность до настоящего времени.

Если в вашем сердце «Слово» Щедрина пробудило любовь к тем высоким идеалам, во имя которых он бичевал общественные пороки, если вы понимаете, что только восстановление социалистического строя, Советского социализма могут спасти страну в современных условиях, если вы хотите найти последователей Салтыкова-Щедрина, способных изменить беспробудную жизнь граждан Крыма и всей России, не ищите их в «Единой России», которая абсолютно вся состоит из Иудушек Головлевых, а ищите их в Коммунистической партии Коммунисты России Михаила Александровича Сурайкина и в Крымском республиканском отделении Коммунисты России Леонида Ивановича Грача!

А. Небога,

советский учитель,

 

Красногвардейский район

Дополнительная информация