О политическом контексте выборов в Госдуму

Власть готова воспользоваться возможностью уменьшить прозрачность процедур

До выборов в Государственную думу остается два с половиной месяца. Последний опрос Левада-Центра показал, что большинство россиян ожидает честных выборов. При этом доля скептиков, полагающих, что распределение мест в Думе произойдет по решению властей, а борьба партий за власть будет носить лишь имитационный характер, составляет 42%.

Предыдущие выборы в Госдуму привели к самому мощному за 15 лет выплеску протестной энергии. Казалось, что система уже не будет такой, как раньше. В частности, уже на президентских выборах в марте 2012 года власть, стремясь подтвердить собственную легитимность, распорядилась установить на избирательных участках камеры наблюдения.

Сейчас же вопрос о камерах по большому счету снят с повестки дня. Объявленная общая стоимость их установки составляет 4 млрд руб. У бюджета, как сообщается, таких денег нет. Из Центра прозвучало предложение регионам-донорам спонсировать установку камер. Но рассчитывать на то, что это будет осуществлено, пожалуй, не приходится.

Если бы на рубеже 2011 и 2012 годов несогласным гражданам удалось добиться реального сдвига в политической системе, то это означало бы долгосрочную смену приоритетов. Например, открытость и прозрачность избирательных процедур, равно как и максимальный допуск кандидатов, считались бы основными задачами. Сами политические силы понимали бы, что победа в условиях искусственно ограниченной конкуренции или при отсутствии должного и строгого наблюдения за процедурой голосования является сомнительной.

Этого не произошло. Нет максимального допуска. Гарантией открытости и прозрачности, по сути, являются заверения самой власти, без дополнительного контроля. Вопрос о легитимности уже, кажется, не стоит так остро, а группы, которые могли бы давить на власть, малочисленны, их потенциальные участники напуганы принятыми уходящей Думой законами. Снизилась доля тех, кто считает нечестными выборы 2011 года. Другими словами, многие люди забыли о том, что вызвало к жизни протестное движение почти пять лет назад, и о том, что сами они поддерживали его лозунги и требования.

Камеры наблюдения кажутся мелочью. Но прозрачные процедуры как раз и состоят из десятков подчас скучных мелочей, которые необходимо соблюдать. Допустим, власть очень хочет, но из-за кризиса не может оплатить установку камер. В таком случае можно организовать сбор средств с заинтересованных граждан, поручить какой-либо общественной силе или инициативной группе этим заняться. Но таких поручений тоже нет.

Все, что происходит в преддверии выборов, подчинено общему политическому контексту, который в России уже много лет остается неизменным. Правящая элита всеми силами держится за власть. Решая эту задачу, она устраняет все, что хотя бы в теории может ей помешать. 4 млрд руб. – не самая большая сумма, если считать, что обеспечить прозрачность выборов не менее важно, чем выплатить пенсии или отремонтировать дороги. Однако не похоже, чтобы власть думала именно так.

Помогают ли камеры наблюдения на избирательных участках удержать власть? Да, если улица давит, а вопрос о легитимности, по сути, становится вопросом о власти в сознании миллионов. И нет, если уличный протест разогнали по квартирам, а вопросы, которые он задавал, сняты с повестки дня. В этом случае усиленный контроль на участках лишь создает дополнительное, никак не нужное власти напряжение. И едва ли кто-то решится платить за источник проблем для власти.

Практику власти, продиктованную общим политическим контекстом, можно описать просто. Если есть возможность, не нарушая собственной рукой написанных законов, заглушить критику, ограничить свободы, уменьшить прозрачность процедур, лишить выборы социального нерва, то такой возможностью необходимо пользоваться.

«Независимая» газета,

05.07.16.

Дополнительная информация