Откуда внезапный патриотизм российской актуальной «элиты»?

Пришло время оценить, почему и отчего у российской «элиты» внезапно проснулось желание стать патриотами.

Все же помнят, как всего лет пять назад слово «патриот» было ругательным в СМИ и всякого рода «экспертных сообществах». И вдруг… Или не вдруг? В общем, зазвучали слова о патриотизме, об отечестве и так далее и тому подобное. Причем это было еще до Крыма. Что же случилось?

Обдумав ситуацию, я разовью свой тезис, который высказывал неоднократно. Он состоит в следующем. Политика актуальной российской элиты состоит в ответном реагировании везде, кроме тех секторов, где они могут задействовать уже готовые или полуготовые заготовки советских времен или советские запасы.

Самостоятельно вырабатывать свои передовые и прорывные задачи и технологии эта элита не способна в принципе. Ее конёк – элитные интриги как внутри страны, что на международном уровне. Не умея формулировать идеи и задачи, она работает чисто спецслужбистскими методами. Агентура, влияние, вербовки, склонение к сотрудничеству, закулисные договоры и прочее, и прочее.

Как в таких условиях ей реагировать на изменения, происходящие в обществе? Выдвигать встречные идеи? Организовывать публичные дискуссии? Четко высказывать свои идеи и агитировать за них публично?

Это явно не тот путь для них. А тот путь – это максимальная закрытость своей позиции. Это сознательный уход от откровенного обсуждения проблем. Это отшучивание, перевод разговора в карнавал (зачем вам Аляска, гражданка? Там холодно). Отказ от публичных дебатов перед выборами. Создание закрытых сообществ, реально управляющих страной, делающих декоративными созданные уже в буржуазной стране властые институты (Дума, СФ и так далее).

Такой способ управления дает свои плоды. Мы это видим в основном во внешней политике. Но давайте не будем делать вид, что это имеет хоть что-то общее с декларируемым народовластием. С народовластием это не имеет ничего общего. Мало того, это противоположный народовластию способ управления. Это просто надо понять и зафиксировать. Сталин и Ленин имели намного больше связей с народом и несравеннно больше делали для его блага, чем актуальная российская элита.

Потому их так и любят нынешние. Большевики являются реальной, живой альтернативой, иным видом элитных людей. Иным способом существования. Принципиально иным. Поэтому их хотят уничтожить информационно, морально, сущностно. Чтобы даже не пахло этой альтернативой.

Но народ, как назло, ресоветизируется. Что делать?

Это было вступление. И, наконец, от общего к частному. К теме поста. Ресоветизация – это поражение не только либералов. Ресоветизация – это поражение всех антисоветчиков. А это, как вы понимаете, общность намного шире, чем либералы. Основные бенифициары сидят в высших эшелонов власти и бизнеса, а либералов всегда использовали и используют как интеллектуальную и идеологическую обслугу. Либералы никогда не были властью. Они были только завитушками, бубенчиками.

Например, Гайдар был на побегушках у Ельцина. Тот его «сотворил». Он же его и «убил». Это ситуация заказчика и исполнителя убийства страны. Оба хуже. Но заказчик управляет ситуацией. Он привлекает исполнителя и он же от него отказывается, если тот становится бесполезным.

После передачи «Суд времени» отказ власти от либеральной идеологии стал делом времени. Прикрыться либералами стало невозможно. А сидеть голым перед обществом, не иметь вообще ничего в качестве хоть какой-то идеи, – невозможно с политической точки зрения. А тут еще это отторжение либерализма перешло не куда-то, а в ресоветизацию, будь она неладна….

Вопрос: а как бороться с обеими проблемами (как прикрыть свою наготу, пока кто-то не крикнул, что король голый и как побороть ресоветизацию, пока она не полностью завладела мыслями людей) встал в полный рост.

И тут на помощь приходит позднесоветский аппаратный лозунг: не можешь победить процесс (в данном случае – процесс ресоветизации), измени его содержание, возглавь его и направь в нужную тебе сторону.

Патриотизм в данном случае – это и есть ответ на обе проблемы. Патриотизм – это публичный, показательный и, я бы сказал, декоративный, отказ от либерализма. Почему декоративный? Потому что, отринув идеологическую функцию либерализма (идейное прикрытие), реальная власть оставила либералов на их функциональных позициях. Убрав с первых ролей Сванидзе с Пивоваровыми (по необходимости, потому что они сильно раздражают людей) с ТВ, власть оставила всех улюкаевых, кузьминовых.

Идеологическую «борьбу» вместо прозападных сванидзе, чубайсов, немцовых, гозманов возглавили мединские, переобувшиеся соловьевы, малофеевы, поклонские, чуровы, рогозины и прочие бородатые «почвенные» псевдоправые.

На «функционале» остались либералы. Потому что ставка на «рыночную» экономику осталась. Обывателю нужны полные прилавки. А уверенность власти в том, что только капитализм способен наполнять прилавки, у власти непоколебима.

Вот и весь «патриотизм». Он просто некое обоснование переноса силы тяжести с «демократического» крыла НТС на националистическое. Который пока не скомпрометирован, как либеральный («демократический»). Власть готова переходить в этот идейный лагерь, только бы не возвращаться в советскую логику развития.

Вывод.

Российская элита не хочет поступаться своими сугубо антисоветскими убеждениями и приводить их в какое-то соответствие с народными пожеланиями. Она гордится собой и своим антисоветизмом. Допускаю даже, что искренне считает, что «спасла» страну от Советской власти. Правда, почему-то пользуясь, фактически живя, за счет советского наследства.

Она считает, что не она должна согласовывать свои действия с чаяниями народа, а вот народ должен исполнять её пожелания. И подстраиваться под неё. Помните: Путин не любит поддаваться давлению? Похоже, что воля народа рассматривается актуальной элитой всего лишь как разновидность такого давления.

В долгосрочной перспективе, если власть не изменит свою политику, – это обязательно приведет к чему-то типа гражданской войны. Если не в силу идейных разногласий, то в силу чисто интеллектуальной слабости российской элиты.

 

 

rjadovoj

Дополнительная информация