Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

«Черная сотня»: от русского национализма к украинскому

Поделится:
14:14 15 Декабря 2016 г. 879

 

В средствах массовой информации часто говорится о проводящейся нынешними украинскими властями политике декоммунизации и десоветизации. Переименовываются города и улицы, переписываются учебники, запрещаются фильмы и советская символика, придумываются новые «герои»...

Аналогичную политику, проводит и буржуазно-чиновничий режим современной Российской Федерации. Ставятся памятники, многих истинных героев советской эпохи стараются забыть, ставя на их место псевдогероев. В место ставшего народным праздником 7 Ноября власть навязывает людям 4 ноября и совсем уж нелепую дату – 12 июня, связанную с провокацией, направленной на разрушение СССР.

7 Ноября власть проводит парад в честь парада, забывая о том, что воины в 1941 году шли на смерть, воодушевленные не чем иным, как идеалами Великой Октябрьской социалистической революции. Даже на мероприятиях 9 Мая нынешние российские власти стараются использовать советскую символику как можно меньше, заменяя её чем-то другим. Мероприятие «Бессмертный полк», которое должно было послужить сохранению памяти о погибших и участниках Великой Отечественной войны, по сути, превратилось в пиар-акцию нынешней власти и партии «Единая Россия».

Если какой-то человек считает царя Николая II «выдающимся государственным деятелем» или «святым» - это его личное дело и не повод устраивать какие-либо гонения на данного человека — принцип свободы совести это позволяет. Однако когда чиновники на официальных мероприятиях ходят с его портретами или иконами (запрещая при этом ходить с портретами советских деятелей), это уже вовсе не свобода совести, а насаждение властью выгодных ей догм. Сейчас также стало модным обвинять большевиков в том, что они передали Новороссию в состав УССР, и это, дескать, из-за них сейчас жители Донецка терпят войну, а жители Одессы - бандеровскую власть. Подобные высказывания можно слышать от многих российских должностных лиц: от мелкого чиновника до главы государства. Но всё же виновны ли в этом большевики, а если виновны, то только ли они? В конце концов была и обратная ситуация, когда из Украины часть территории была передана в состав РФСР. Современный буржуазно-чиновничий режим пытается создать некое подобие государственной идеологии, идеализируя дореволюционную Россию. Какие на это есть основания? Давайте разберемся, взглянув на исторические события.

...Октябрьская политическая стачка 1905 года в России началась в Ростове-на-Дону забастовкой в Главных мастерских Владикавказской железной дороги 13 октября. На следующий день она стала общегородской, а затем охватила другие города Донского края и всю Владикавказскую дорогу. Последовали аресты руководителей и активистов революционных и оппозиционных организаций и подозреваемых, накалившие политическую обстановку в городе.

Возрастающее политическое напряжение во всей стране вынудило Николая II издать 17 октября манифест, “дарующий” гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, объявляющий частичную амнистию политическим заключенным и создание законодательной думы.

В Ростове-на Дону состоялся грандиозный митинг (участвовало около 10 тысяч человек) с требованием свободы политическим заключенным, обещанной манифестом, но не предоставленной властями Ростова-на-Дону. На митинге выступили кадеты, социал-демократы, в том числе некоторые из тех 23 арестованных лишь по подозрению в оппозиционной деятельности, которые были освобождены во время митинга, а еще 24 человека были освобождены 23 октября по указу “об амнистии”.

 

y--7nZsOqaU.jpg

 

В сумерках, когда большая часть участников митинга разошлась и оставалось лишь 200- 400 человек, толпа черносотенцев (включавшая переодетых жандармов), подошедшая с запада (за ними двигались верховые донские казаки), стала забрасывать митингующих камнями и избивать.

Верховые донские казаки, врезавшись в толпу, пустили в ход нагайки. А нагайки толстые, ременные, с вплетенной внутри проволокой, так что после сильного удара по спине кожа лопается. Вслед за казаками оттуда же, из Богатяновского переулка, хлынула толпа черносотенцев и нанятых ими хулиганов, которые стали засыпать бегущих с площади рабочих градом камней. Некоторые из пострадавших рассказывали после, что черносотенцы били их кольями, железными и резиновыми палками.

Погромами и грабежами в городах Юга России заправляли войска и полиция. С раннего утра 18 октября на городских улицах и площадях совершенно открыто полицией велась погромная агитация.

Среди громил было много люмпен-пролетариата, хулиганов, воров, убийц и сутенеров. Им было не впервой грабить и убивать, а полная безнаказанность действий погромщиков окончательно развязывала им руки. Этим и объясняются ужасные зверства громил, выбрасывающих стариков с верхних этажей домов (Киев) и разбивающих младенцам головы о стену (Одесса).

Во время октябрьских погромов 1905 года было убито около 4 тысяч человек (не считая умерших от последствий погромов), около 10 тысяч было ранено; материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло около 500 человек, в Ростове-на-Дону — свыше 150, в Екатеринославе — 67, в Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30. Среди пострадавших были представители разных народностей, но большинство были евреями, многие из которых даже не имели отношения к политическим организациям.

Черносотенные организации в тот период активно действовали на Киевщине и Волыни. В своей повседневной деятельности созданный царской властью и православной церковью Союз русского народа демонстративно подчеркивал культурные различия малороссов от великороссов и использовал их в своей пропаганде. Например, на праздновании 200-летия Полтавской битвы в 1909 году от членов Союза в Полтаве специально требовали, чтобы они были в национальных костюмах – «великорусских», «белорусских» или «малороссийских». Украинский язык мог использоваться в театральных представлениях, организованных черносотенными организациями, и, естественно, был разговорным языком в тысячах низовых черносотенных организаций в украинских селах. Украинские крестьяне могли войти в Союз русского народа, даже декларируя свою украинскую национальность. В частности, как доносил вице-губернатор Костромской губернии, в селе Семидубы Балтского уезда существовал отдел монархического союза «православных украицев» в количестве 140 человек.

За исключением неприятия антироссийских моментов историческая концепция черносотенцев совпадала с исторической идеологией современных украинских националистов. Как характерный пример такого совпадения позиций можно привести многочисленные многотиражные издания в царской России «Кобзаря» Тараса Шевченко. Из собрания стихотворений царской цензурой были изъяты все антицарские высказывания поэта. Но оставили поэму «Гайдамаки» с описанием крайне жестокого поголовного уничтожения повстанцами польской шляхты, католиков и евреев включая женщин и детей.

Несомненно, что черносотенная «казачья» агитация повлияла на создание в 1920-1930-х гг. на Волыни нескольких украинских милитаристских подпольных организаций казацкого типа. Примечательно, что одно из первых коллаборационистских военных формирований украинских фашистов, созданное в Ровенской области в 1941 году во время немецкой оккупации, было названо Полесской Сечью. То есть полностью в соответствии с казацкой традицией, получившей широкую поддержку на Волыни во многом благодаря черносотенцам.

Многие бывшие украинские черносотенцы поддержали буржуазно-националистическую революцию на Украине 1917—1920 гг. Есть основания предполагать, что впоследствии они и их дети становились членами ОУН, входили в фашистские организации Т.Бульбы-Боровца и

С. Бандеры. Действительно, черносотенная и бандеровская идеологии оказались достаточно похожими, единственным, пожалуй, отличием стало то, что к ненависти «до жидів, ляхів та комуняк», добавилась ещё ненависть «до москалей».

Подводя итог всему вышеизложенному, можно заключить, что возложение всей ответственности за украинскую проблему на большевиков и Советскую власть является абсурдом. Можно по-разному относиться к политике большевиков на Украине, но так или иначе они поддерживали украинское национальное движение в гораздо более мягкой его форме. Дореволюционная же власть, по сути, поддерживала формирование агрессивного украинского национализма. Непродуманная и безответственная политика правительства Николая II сыграла значительную роль в развитии той проблемы, от которой страдает население Украины в настоящее время.

 

Вячеслав Правдолюбов

Архив