Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

"Поколенье! Я - Ваша!"

Поделится:
12:09 25 Мая 2017 г. 569

 

19 мая 2017 года в г. Феодосии, в музее Марины и Анастасии Цветаевых, прошла Всероссийская Акция «Ночь в музее», посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Началось представление со светового шоу: с экранов, размещенных на стенах музея, на фоне музыкального оформления звучали стихотворения Марины Ивановны Цветаевой разных периодов её творчества.

Кому из нас не знаком образ матроса революции? Широкоплечий красавец в бушлате, перепоясанный пулеметными лентами, с винтовкой или маузером на боку и в лихо сдвинутой на затылок бескозырке. Влияние матросов в эпоху революций 1017 года и Гражданской войны было поистине всеобъемлющим. Именно они стали локомотивом двух революций, именно они были в авангарде   всех сражений Гражданской, дрались на море и на суше, карали врагов.

Верность идеалам свободы и готовность за них умереть вызывали искреннее восхищение у сторонников революции и жгучую ненависть у ее врагов. Равнодушных не было. С первых дней революции прозаики и поэты буквально наперегонки бросились печатать стихи в честь матросов.

Блистательный взлет русской поэзии, открытие целого созвездия талантливых и оригинальных поэтов на рубеже XIX и XX веков – удивительное явление в истории русской культуры. Это поэты вне направлений: Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, Михаил Кузьмин. Сравнительно короткий период   назвали «серебряным веком».

«И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл», – писала Анна Ахматова о рубеже веков. Они ощущали неразрывную связь с событиями, происходившими в стране. Марина Цветаева однажды сказала, что «поэт слышит только своё, знает только своё». Поэт, по Марине Цветаевой, – творец всего мира, он противостоит окружающей жизни, сохраняя верность тому высшему, что он несет в себе.

Родившись в Москве, М. Цветаева всегда ощущала себя детищем города.

 …Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

 

Её восприятие революции было сложным, противоречивым, но эти противоречия отражали метания и искания значительной части русской интеллигенции, вначале приветствовавшей падение царского режима, но затем отшатнувшейся от революции при виде крови, проливаемой в Гражданской войне. В стихотворении «Белое солнце и низкие, низкие тучи…» Марина Цветаева сочувствует бедствиям своего народа. Символом России для неё была любимая ею рябина:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

                                

Она нередко называла поэтов «беспутными» людьми (потому что «своими путями ходят»!) С первых стихов она гордо несла поэтическую неприкаянность, ни на секунду не сомневаясь в том, что последнее слово – в веках – останется за ней. Цветаева была одержима словом. Не влюблена в него, нет, а именно одержима.

Как и все великие поэты, она не вписывалась ни в свое время, ни в жизнь окружающих ее людей. Как и всех великих поэтов, потомки ценят ее гораздо больше, чем ценили ее современники.

«Время! Я тебя миную…» – это строка из ее стихотворения. Обещание свое она выполнила. 

Вещий мир она воспринимала шестью чувствами, и шестью – поэтическое – едва ли не затмевало все остальные. Поэтому с ней всегда так сложно было находиться рядом. Выдержать тысячеградусный накал её страсти и не обжечься при этом ни у кого так и не получилось.

Цветаева была поэтом, а значит, согласно собственной формуле, «утысячерённым человеком». Все ее творчество пронизывает тоска по тому, кто мог бы понять и принять, то есть вместить в себя ее безбрежность.

Писать для нее было синонимом «жить». Выйдя в конце 1930-х годов из-под спасительной сени творчества, Цветаева мгновенно очутилась в безвоздушном пространстве.

«Доживать – доживать» она не пожелала…

В доме, в Борисоглебском, где почти столетие назад шестилетняя девочка Ариадна, сидя за столом, выводила в тетради слова о своей маме: «…У нее светло-русые волосы, они по бокам завиваются. У нее зеленые глаза, нос горбинкой и розовые губы. У нее стройный рост и руки, которые мне нравятся».   

Запомним Марину Ивановну Цветаеву такой…

Вся «Ночь в музее сестер Цветаевых» прошла настолько интересно, в напряженном литературно-музыкальном ритме, что время пролетело совершенно незаметно.  Сравнительно небольшой по площади музей удивительно вместил в себя больше 160 человек. Огромный интерес вызвал мастер- класс от преподавателей Феодосийской художественной школы имени

И. К. Айвазовского. Они познакомили всех присутствующих с увлекательным миром эстампа и с различными видами нетрадиционного рисования эскизов к любимым многими стихотворениям Марины Цветаевой: «Над Феодосией угас…», «Красною кистью…», «Кто создан из глины…» 

Живой интерес вызвала    экспресс-  выставка «России меня научила революция.» Уже позже, в эмиграции, Марина написала слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себя: «Признай, минуй, отвергни Революцию – всё равно она уже в тебе – и извечно… Ни одного нет крупного русского поэта современности, у которого после революции не дрогнул и не вырос голос, – нет.»  Марина Цветаева опасалась за судьбу России, опасалась перемен. 

Завершилось мероприятие в музее экскурсией: «Марина Цветаева и революция».   

«Ночь в музее» была подготовлена при поддержке УВО «Феодосийская финансово-экономическая академия» (ректор – Саливанов А. В.), Феодосийской   художественной   школы     имени

И. К. Айвазовского (директор Ключников В. И.), Дворца Культуры «Бриз (директор И. Е. Крюкова), актёра Александра Альянаки.

 

BhxtLM7iAA4.jpg

 9QQn4rCBFK4.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Микитюк,

научный сотрудник музея Марины

и Анастасии Цветаевых,

 г. Феодосия

 

 

Архив