Леонид Грач

Молодежь должна знать правду о войне

Как-­то в электричке зашел у нас разговор с попутчицей, преподавателем русского языка и литературы. Моя собеседница, уроженка Западной Украины, точнее,  ее родители переселились в Крым в 1954 году, – пожаловалась, что для нынешних старшеклассников Великая Отечественная – чуть ли не древняя какая­то война. Пришлось возразить и напомнить, что от нас всех и от нее в частности зависит: будут ли они знать правду о той войне.

 Наверное, неплохо, что в Интернете и специальных сборниках есть краткое изложение романов о войне: К. Симонова «Солдатами не рождаются»; М. Шолохова «Они сражались за Родину», «Судьба человека»; В. Пикуля «Мальчики с бантиками», «Океанский патруль»; мемуары Георгия Жукова; стихи того же К. Симонова, Ю. Друниной, А. Твардовского «Василий Теркин»; Е. Ширман, М. Кульчицкого, Э. Асадова и т.д. Но лучше всего и полезней читать о войне произведения в подлинниках, смотреть кинофильмы прямо в классе с обсуждением и сочинениями, как это практиковалось в советские времена. Но тогда в классы приходили живые свидетели войны – фронтовики. Теперь их становится все меньше. И даже приглашают нас, детей войны, которых называют «подранки» (в народе – это птенцы с еще не окрепшими крыльями, упавшие из гнезда).

 В прифронтовой полосе в городах мальчишки и девчонки дежурили на крышах домов и при бомбежках сбрасывали вниз зажигательные фугаски. Кому­то повезло быть связным в партизанских отрядах, служить сынами полков на суше или юнгами на кораблях (как «мальчики  бантиками» и будущий писатель В. Пикуль).

 Основная же масса подростков военного времени училась и трудилась в тылу. В городах подростки вставали на табуретки и ящики к станкам на заводах, вытачивая детали снарядов, бомб, стрелкового оружия. Сельские ребята наравне со взрослыми растили и убирали урожай, снабжая фронт продуктами. Вязали шерстяные носки и варежки и вместе с гостинцами посылали бойцам на передовую. В посылках были письма воинам.

 Мне же волею судьбы пришлось жить, учиться и работать в далеком от фронта Таджикистане. Продуктами армии мы помочь не могли, потому что там 80% полей было засеяно хлопком. А хлопок – это одежда бойцов от пилоток до портянок, бинты и вата для раненых, матрасы, простыни, одеяла и подушки в госпиталях. А также хлопковое масло, жмых для животных, который с голодухи и нам приходилось иногда употреблять. Из хлопка изготавливают более 40 предметов, в том числе, как ни странно, даже порох. Стебли шли на топливо.

 Вот этот­то хлопок все дети от мала до велика вместе со взрослыми собирали  с середины сентября и почти до нового года. Так что две четверти мы практически не учились. Остальные полгода наверстывали упущенное. Как все это нам давалось – разговор отдельный.

 Зимой комсомолу после учебы или работы надо было из колхозных конюшен, коровьих и овечьих сараев вывозить на бричках навоз на поля, часто даже при луне (минудобрений тогда еще не было). Пионеры­тимуровцы помогали одиноким бабушкам и дедушкам вскопать огороды, выкопать картошку, сготовить еду, помыть полы, постирать одежонку. Уроки приходилось учить при свечах и коптилках, никакого электричества тогда не было. Кроме всего прочего, надо было вместе со взрослыми зимой чистить заилившиеся арыки­каналы, поросшие за лето­осень камышом и сорняками. Младшие классы собирали хлопок на ближних полях после уроков. Остальные школьники с одеялами неделями жили и работали в дальних колхозах в клубах, где и спали прямо на сцене после бесплатного кинофильма. Дома мы жили впроголодь, а тут хоть кормили три раза в день – кашами, супами, на десерт – арбузы, дыни, фрукты. Денег за хлопок не платили, зато еда, кино и концерты самодеятельности – бесплатно. Часто вместе с нами жили и работали студенты из городов. Несмотря на усталость после работы на солнцепеке, вечером после купанья в водоемах – танцы до упаду, до полуночи, всякие рассказы­страшилки в кромешной темноте клубных спален­сцен. А ранним утром по холодку – на хлопок, чтобы днем, в жару, часа три – сон в тени деревьев. И так все 4 года войны. Да и первые годы после нее. Тут, в коллективе, люди воспитывались, лентяям становилось стыдно: ведь у многих отцы, старшие братья воевали на фронте, приходили и похоронки.

 Именинников утром подкидывали вверх прямо на сцене, свалив в кучу одеяла, освобождали от хлопка и отправляли на помощь к поварихам подкормиться посытней.

 Население в тех краях – полный интернационал: русские, украинцы, болгары, немцы, эстонцы и местные – таджики, узбеки, как и бойцы на фронте, никому нет дела, какой ты нации. Так воспитывала Советская власть, школа, пионерия, комсомол. А потом и в армии, уже после войны, был полный интернационал, и малейшие трения пресекали сами ребята­солдаты, не вовлекая командиров. Дедовщины – никакой, даже термина такого не существовало. Она пришла много позднее – из тюрем и гауптвахт.

 А теперь обращаюсь к фронтовикам, чтобы вспомнили старый наш советский фильм «В шесть часов вечера после войны» и заказали его по главному телеканалу. Мы, тогдашние дети войны, смотрели его по нескольку раз и знали почти на­изусть. Тем более, герои этого фильма говорили друг с другом стихами. Сопровождала эту кино­эпопею песня под названием «Марш артиллеристов». Мы ее конечно быстро выучили и пели на строевых занятиях в школе.Потому и прошу редакцию напомнить эту песню – как подарок ветеранам Великой Отечественной. Да и нам, детям войны.

 

Марш артиллеристов

сл. В.М. Гусева

муз. Т.Н. Хренникова

(оригинальный текст 1943 г.)

Горит в сердцах у нас

любовь к земле родимой.

Идем мы в смертный бой

за честь родной страны.

Пылают города, охваченные дымом,

Гремит в седых лесах суровый бог войны.

Припев:

Артиллеристы, Сталин дал приказ,

Артиллеристы, зовет Отчизна нас…

Из сотен тысяч батарей

за слезы наших матерей,

За нашу Родину – огонь! Огонь!

 

Узнай, родная мать, узнай, жена­подруга,

Узнай, далекий дом и вся моя семья,

Что бьет и жжет врага

стальная наша вьюга,

Что волю мы несем в родимые края!

Припев.

Пробьет победы час,

пришел конец походам,

Но прежде чем уйти

 к домам своим родным,

В честь армии родной,

в честь нашего народа

Мы радостный салют в полночный час дадим.

Припев.

 

Пойте, товарищи фронтовики, – бывшие артиллеристы, пехотинцы, танкисты, летчики, моряки и связисты. Пойте в белых халатах – доктора и медсестрички. Это ваш праздник. Это и наш праздник – детей войны, тружеников тыла. Вместе вспомним суровые будни войны, незабываемый 1945 год, 9 Мая.

 

И пусть нам подпоют наши дети, внуки и правнуки!

 

Вечная Слава погибшим Героям Великой Отечественной!

М. Аленкин,

пос. Нижнегорский

 

Дети войны

Дети войны, вы детства

не знали.

 Ужас тех лет от бомбёжек

в глазах.

 В страхе вы жили.

Не все выживали.

 Горечь­ полынь и сейчас

на губах.

 

Дети войны,

как же вы голодали

 Как же хотелось собрать горсть зерна.

 На зрелых полях

колосья играли,

 Их  поджигали, топталиВойна

 

Чёрные дни

от пожаров и гари

 Детским сердцам

 непонятны они.

 Зачем и куда тогда

 вы бежали,

 Всё покидая,

в те горькие дни.

 

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!

 Сколько же лет

разделяло людей?

 Дети войны, как и прежде, крепитесь!

 Больше вам добрых

и радостных дней!

 

СветланаСирена

Дополнительная информация