Леонид Грач

Марксизм-ленинизм похоронил, а родил уродливого ребенка

Истина, благоразумие

состоит в том, чтобы при начале какого-нибудь дела предусмотреть его конец.

Восточная мудрость

В газете "Зеркало недели" от 18. 10. 2013 года помещена статья Валентина Ткача "Мы все должны перезастегнуться".

Эта статья характерна своей алогичностью. Ее автор не в мелких, а в существенных моментах противоречит сам себе. Трудно понять позицию В. Ткача по отношению к капитализму. Его критика капитализма, который "громадной силою СМИ превращает человека в квазичеловека", - обстоятельная критика бесчеловечной сущности капитализма, это правильно. В то же время название статьи и ее последующее изложение говорят о другом: в капиталистических отношениях все в порядке, а некоторые недостатки легко исправить. Оставаясь в той же одежде, капитализм и мы все вместе с ним должны просто перезастегнуться, т.е. не на ту пуговицу застегнулись. Этот пустяк легко исправить.

Хитро выглядит опровержение марксизма. Не так, как у других столпов философии, - искоренить из сознания людей марксизм-ленинизм, все советское.В. Ткач ни слова не говорит о марксизме, как будто он не существовал и не существует, т.е. марксизм-ленинизм замалчивается. Автор тут же предлагает свою науку о причинах кризиса капитализма и выход из него. Оказалось, что это не наука, а полнейший субъективизм, украшенный научными парадигмами. Вот некоторые его положения.

Цивилизация целесообразности исчерпала себя… Ее всеобъемлющим инструментом стала манипуляция.

Цивилизация какая? Ясно, капиталистическая. А вот с целесообразностью у автора статьи полный провал. Он решил отменить одну из самых существенных черт в развитии и деятельности человечества. Целесообразность представляется в науке как специфическая форма человеческой деятельности во всех эпохах истории. "Законы внешнего мира, природы… суть основы целесообразной человеческой деятельности" (В. И. Ленин, т 38, с. 178-179). Отмена целесообразной деятельности человечества у В. Ткача - это выход, освобождающий капитализм от кризиса. Вот его кредо.

"Чтобы преодолеть сформированный неудержимой целесообразностью и манипуляциями цивилизованный кризис, надо переосмыслить смысл успеха человека. Только добрые дела и доброе слово, которые станут смыслом успеха, смогут вернуть в общественное пространство цивилизации доверие", - пишет В. Ткач.

Мораль, нравственность могут оказывать обратное воздействие, положительное или отрицательное влияние на объективно существующие общественные отношения. Но они предварительно должны сформироваться, родиться в определенных общественных отношениях. Относительно объективной действительности они вторичны. Можно ли рассчитывать на то, что в условиях олигархического режима в Украине "доверие, добрые слова" могут изменить экономические отношения, в частности ликвидировать кризис? В. Ткач надеется на это. Он пишет: "Выход из кризиса нужно искать не в регулировании бюджетных дефицитов или создании новых компенсаторных инструментов, а в факторах, способствующих укреплению доверия".

Причины экономического кризиса в капиталистическом обществе и его ликвидация, открытые Марксом, игнорируются. "В кризисах, - пишет К. Маркс, - с неудержимой силой прорываются наружу противоречия между общественным производством и капиталистическим присвоением". Производство совершается, не считаясь с границами рынка. Кризисы- спутник капитализма. Выход из него - только плановое социалистическое производство.

Человек в капитализме

"Доминирующая во всех сферах жизни общества целесообразность разрушавшает путем манипуляции меру бытия человека. Такой человек превращается в "квазичеловека" потому, что ему навязаны ответы на принципиальные вопросы его бытия". Перечисляются вопросы, они не все удачны, некоторые мелочные, непринципиальные. Я бы заменил их тремя вопросами И. Канта, которые действительно выражают суть жизни человека, требующие ответа для их осуществления не в определенных общественных отношениях, а в условиях человечества. Что я могу знать? Это возможности человека в познании окружающего мира. Что я должен делать? Это мораль, нравственность, как человек должен жить и его отношения с другими людьми, с обществом. На что я вправе надеяться? Это оценка деятельности личности со стороны общества, других людей. У И. Канта еще есть надежда на установление вечного мира. Ответы на эти вопросы, исполнение их человеком составляют смысл деятельности человека, его отношение к обществу и к другим людям. "О выдуманном опыте", "выдуманной истории". Так начал свою статью В. Ткач. Я этим хочу закончить. Безымянно, но точно речь идет о марксистско-ленинской науке и социализме. "Опыт по своей фундаментальной сути является переосмыслением прошлого", - пишет В. Ткач. - Здесь и произошел цивилизованный провал, фиаско. Выдуманный опыт путем тех же манипуляций, создал уродливую историю. Это явило распад времен... Это стало "концом истории" у В. Ткача.

Здесь марксизм - это обобщение выдуманного опыта, создавший выдуманную историю. Социализм в СССР строился на базе выдуманной истории (коммунизм), что и привело к провалу, т.е к развалу СССР и ликвидации социализма.

Марксизм возник из обобщения передовых идей и исторической практики. Он явился продолжением и гениальным завершением трех главных идейных течений XIX века: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма. Отрицать марксизм - значит предать забвению все главные идейные течения прошлого. Важнейшие составные части марксизма: диалектический материализм, материалистическое понимание истории, классовая борьба, экономическое учение К. Маркса, его открытие прибавочной стоимости, анализ, накопление капитала. Экономическое учение К. Маркса признано экономистами капиталистического Запада. Социализм - это неизбежность превращения капитализма в плановое хозяйство разных форм с общей сущностью. Это единственный путь выхода из кризиса. Учение марксизма об общественно-экономических формациях и причинах их смены - это изучение и обогащение опыта мировой истории человечества. Можно ли рассуждать о сущности двух общественных систем - капитализма и социализма - на основе аллегории "перезастегиваться"? Это ненормально.

Не мешало бы таким интеллектуалам осмыслить развал Советского Союза не на основе ненависти (ненависть - плохой советчик), а на основе научного всестороннего диалектического анализа. Это не "конец истории", за социализмом будущее, так как он несет в себе социальное равенство, справедливость, народовластие. Только при социализме человек перестает быть "квазичеловеком".

В.Ткач марксизм похоронил, а родил уродливого ребенка. Содержание его статьи выдумано как подлейший субъективизм. Целесообразная деятельность человечества осуждена и отменена. Экономический кризис капитализма можно ликвидировать на основе нравственного воспитания людей. Все это и есть уродливый ребенок, не имеющий ничего общего с наукой.

Как ни вертись, ни крутись, ни изворачивайся, а без марксизма-ленинизма - научного взгляда на развитие общества - не обойтись.

"Зеркало недели" печатает статьи, не обращая внимание на правду, истину. Главное, - чтобы там было что-то антисоветское, антимарксистское. Это опасно. "Зеркало недели" может превратиться в кривое зеркало из комнаты смеха.

Дополнительная информация