Леонид Грач

Выборы, которые обошлись нам слишком дорого

Image Досрочные выборы, назначенные вопреки действующей Конституции (и фактически покончившие с ней) состоялись. Но состав украинской правительственной коалиции зависит не столько от того, кто эффективнее других проведет переговоры, сколько от позиции американской стороны, заинтересованной в получении контроля над украинской правящей верхушкой.


Разногласия между крупнейшими олигархическими группировками в нашей стране неизбежно принимают характер межрегиональных противоречий, в результате чего в стране постоянно существует угроза территориального раскола, пугающая, как Вашингтон, так и Брюссель. Это и неудивительно: политические партии у нас до сих пор представляют собой лишь маски и наименования, под которыми выступают объединения олигархии, до сих пор, несмотря на общенациональный характер своей деятельности, не преодолевшие свой первоначальный, «региональный» характер. Руководители и инвесторы «Партии регионов» связаны с Донецкой и Луганской областью, БЮТ – с Днепропетровской, НСНУ – с центральными и западными регионами страны. Украинская правящая верхушка осознает опасный характер своих внутренних разногласий, но не в силах самостоятельно преодолеть их, а потому нуждается в миротворце извне. В этой роли с выгодой для себя выступает американская администрация, приступившая к реализации масштабного геополитического проекта, направленного на закрепление своего господствующего положения в Евразии, составной частью которого является установление контроля над Украиной.

Результаты досрочных выборов («Партия регионов» получила 34,36%, БЮТ – 30,72%, НСНУ – 14,16%, Блок Литвина, способный примкнуть к кому угодно, но тяготеющий к «оранжевым силам» - 3,96%) говорят о том, что правительственная коалиция может быть образована как БЮТ и НСНУ, так и НСНУ и «Партией регионов». Компартия Украины, несмотря на то, что она получила поддержку 5,4% избирателей, в нынешней ситуации не может участвовать в создании правительственной коалиции. Это потребовало бы недопустимых идеологических и политических уступок, поскольку в формировании парламентского большинства должны будут принимать участие «Наша Украина» или БЮТ (не говоря уже о том, что Блок Литвина пока никак не проявил своей идеологической близости к коммунистам). В прошлом году КПУ вошла в коалицию с «Партией регионов» и социалистами, поскольку надеялась, что политический компромисс, связанный с подобным шагом, позволит Компартии Украины добиться при поддержке союзников по коалиции государственного статуса для русского языка, экономической интеграции в рамках единого экономического пространства и остановить курс на присоединение к НАТО. К сожалению, из-за непоследовательности и постоянных колебаний «Партии регионов» и Соцпартии наши планы не были реализованы. Сегодня руководство «Партии регионов», подтвердив возможность образования коалиции с «Нашей Украиной», отказалось от своих предвыборных обещаний, фактически признавшись в циничном использовании общественных настроении. Поэтому Компартия Украины больше не может рассматривать ни одну из партий, прошедших в парламент, в качестве хотя бы временного союзника. Но с кем бы ни объединилась пропрезидентская «Наша Украина», с БЮТ или «Партией регионов» в любом случае появятся обиженные (либо Виктор Янукович, либо Юлия Тимошенко), что может привести к обострению противостояния внутри политической элиты (а соответственно и к социальной дестабилизации) накануне президентской кампании. Значит, у Вашингтона появится еще одна возможность выступить в роле миротворца, организовав выдвижение единого кандидата от крупнейших олигархических группировок. Соответственно, в ближайшей перспективе еще больше усилится контроль американской администрации над украинским политическом процессом.

Возможно, нынешняя избирательная кампания поможет на короткий срок восстановить внутреннее единство украинской олигархии. Но за это украинскому обществу придется заплатить слишком высокую цену. Во-первых, антиконституционные действия президента, фарс, в который были превращены судебные решения, подорвали законность и разрушили правовое пространство. Теперь все органы власти одинаково нелегитимны, и в равной степени способны, как требовать для себя всей полноты полномочий, так и пренебрежительно относиться к не устраивающим их решениям. В стране уже фактически нет Конституции. Она была растоптана президентом и его окружением, добившимся назначения досрочных выборов вопреки ее положениям. А политическая верхушка больше не желает придерживаться демократических процедур, подменив их закулисными договоренностями. Говорят, что все противоречия разрешит принятие новой Конституции. Но у меня нет никого сомнения в том, что отношение к ней со стороны группировок правящей элиты будет примерно таким же, как и к действующей.

Во-вторых, результаты голосования не отражают общественных настроений, поскольку за возможность объединения правящей элиты было решено заплатить доверием граждан к политической системе страны. Почти две трети украинского общества выступают против присоединения страны к НАТО. Поддерживают курс на вступление в североатлантический альянс менее 30% граждан Украины. Между тем, политические силы, выступающие за проведение евро-атлантического курса, получили почти 50% голосов. Теперь, как выясняется, к ним может присоединиться и «Партия регионов», в ходе избирательной кампании вновь заявившая о своем несогласии с курсом на присоединение к НАТО (правда, сделавшая это чрезвычайно осторожно, четко обозначив свое негативное отношение к перспективе военно-политического взаимодействия с Россией). Получается, что представители сторонников евро-атлантического вектора, не составляющих и трети общества, получат в новой Верховной Раде более 90% мест, а противники курса на вступление в НАТО вынуждены будут довольствовать теми местами, что будут предоставлены Компартии. Причина подобной ситуации вполне очевидна. Помимо отказа от своих предвыборных лозунгов «Партией регионов», важную роль в создании подобной расстановки сил в парламенте сыграла умелая эксплуатация социальной и антикоррупционной риторики «Нашей Украиной» и БЮТ. Но реализация подобных обещаний предполагает жесткие действия, направленные против интересов олигархических группировок, на ограничение их экономического господства, на изъятие у них значительной части прибыли. Вряд ли можно надеяться, что депутаты от БЮТ и «Нашей Украины», представляющие олигархические группировки, смогут принять необходимые решения. Кроме того, последовательное противодействие коррупции неизбежно подорвет единство правящей группировки (поскольку сегодня именно коррупционные схемы являются основой деятельности органов власти). А этого постарается не допустить американская администрация, которая для реализации своих геополитических планов нуждается хотя бы в кратковременном объединении украинских олигархических кланов на проамериканских позициях.

В-третьих, какой бы характер не приняла правительственная коалиция выборы, независимого от того будет ли она «широкой» или исключительно «оранжевой», новое правительство не будет обладать механизмами, необходимыми для решения важнейших проблем Украины. Это связано с тем, что все три ведущие партии представляют меньшинство общества, связанное с олигархией и примыкающими к ней и обслуживающими ее слоями. Соответственно, ни одна из партий не может проводить курс, соответствующий интересам общественного большинства, несмотря на то, что это является основополагающим принципом демократии. Олигархические группировки и их политические представители могут добиваться своих целей лишь в системе беззакония, установленной ими в украинском обществе. Показательно, что ни одна из крупных партий, ведущих борьбу за пост главы правительства, не выступила против концентрации национального богатства в руках ничтожного меньшинства, не потребовала, чтобы при принятии важнейших внешнеполитических и внутриполитических решений обязательно учитывались общественные настроения.

Очевидно, что образование правительства станет итогом договоренности олигархических группировок, утвержденным американской администрацией. Восстановление законности в подобных условиях станет уже принципиально невозможным. Конечно, уже в ближайшей перспективе все нынешние договоренности непременно будут нарушены. Политический кризис будет продолжаться, причем его течение, скорее всего, станет более жестким и разрушительным. Кроме того, теперь он будет усугубляться возрождением криминальных кланов, стремительно сращивающихся с коррумпированной бюрократией. В Крыму уже в полной мере ощущаются все «прелести» этого процесса. Опаснее всего то, что политика по утверждению в общественной жизни криминальных отношений и атмосферы беззакония проводится властной группировкой совершенно сознательно. Только таким образом она может править от имени украинского общества, но при этом открыто игнорировать его интересы. Правящая элита, пытающаяся монополизировать власть, должна знать, что своими действиями она провоцирует системный кризис, который может привести к распаду общества. Утверждение системы беззакония в неразрывно связано с вопиющим социальным неравенством, вследствие которого подавляющее большинство общества поставлено в полную зависимость от произвола государственной власти и крупнейших корпораций. Пропасть между «богатыми» и «средним классом», с одной стороны, и между «средним классом» и «бедными», - с другой, с каждым годом увеличивается. Это очень опасный процесс, угрожающий масштабными социальными потрясениями, но власть даже не пытается его остановить, поскольку бедность подавляющего большинства общества является важнейшим условием сохранения нынешней социально-политической системы. Унизительная бедность большинства украинских граждан позволяет покупать их голоса за незначительные подачки. Кроме того, необеспеченный, неуверенный в завтрашнем дне человек невольно становится излишне доверчивым, ему вопреки всему хочется надеяться, что жизнь станет лучше. Этим пользуются крупнейшие партии, которые обещали во время этой избирательной кампании организовать в стране экономический прорыв и создать в короткий срок социальный рай. Конечно, они об этом забыли сразу же после окончания избирательной кампании.

Украина оказалась перед угрозой масштабного социально-политического кризиса. Избирательная кампания так и не помогла устранить причины, вызывающие межрегиональные противоречия, препятствующие укреплению государства, реализации требования большинства общества. Правительственная коалиция, несомненно, будет продолжать геополитический курс, отвергаемый народом Украины. Можно с уверенностью сказать, что выборы не помогли созданию действенных демократических институтов. Формирование парламентского большинства и правительства будет зависеть от договоренностей между олигархическими группировками и позиции американской администрации. Поэтому недовольные разделом власти олигархические кланы или проамериканские политические силы (в том случае если они не получат возможности и дальше проводить курс на присоединение к НАТО), могут легко спровоцировать новый виток кризиса. Никаких механизмов, способных помешать им, сегодня не существует. Между тем, ситуация в стране становится все более взрывоопасной. А потому политический кризис неожиданно для тех, кто его раздувает, может перейти в масштабное социальное противостояние. Расплата за пренебрежение общественным мнением может быть очень тяжелой, и по счетам правящей верхушки придется платить всему обществу.

Л.И. Грач, народный депутат Украины, Первый секретарь Крымского Рескома КПУ

 
{mos_fb_discuss:no_discuss} 

Дополнительная информация