Леонид Грач

Позиция

ЧТОБЫ СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБРАТЬ ЛЕВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ, УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО СОЗРЕТЬ


Каждый третий украинец сейчас является приверженцем левых идей. Однако, для того, чтобы сознательно выбрать левый путь развития, украинское общество должно «созреть», освободиться от навязанных ему национал-либеральных идей и понять корень социального зла.

В Украине растет количество граждан недовольных антисоциальной, националистической, сепаратистской политикой нынешнего режима. Поэтому сегодняшней задачей левых и, в частности, КПУ является расширение электорального поля за счет граждан, выступающих за восстановление и расширение экономических и культурных связей со странами бывшего СНГ и, прежде всего, с Россией, за права этнических русских, за предоставление русскому языку статуса государственного.

В левое движение должны быть вовлечены люди, чьи интересы по ряду принципиальных позиций совпадают с программными целями КПУ. Они ориентируются не сколько на политическую программу, сколько заинтересованы в решении экономических, социальных, языковых, культурологических вопросов. В этом необходимо объединять наши усилия. Мы почувствовали, как людям необходима подобная консолидация. Мы вышли под лозунгами в защиту русского языка, славянской культуры и православия, и нас поддержали целые трудовые коллективы.

Консолидируясь со своими идеологическими союзниками, левые должны готовить почву для изменения социального устройства страны.

Левым политическим и общественным организациям необходимо сотрудничать не только на внутригосударственном, но и на межгосударственном уровнях.

Левые должны активнее использовать принцип демократического централизма. В этом – будущее левого движения и, в частности КПУ. Ведь Компартия существует не только для коммунистов. Это – партия народа. Она должна расширять свои ряды.
Леонид Грач.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ
как средство против этнического национализма


В Украине сложилась парадоксальная ситуация при обилии политиков, называющих себя патриотами, в стране отсутствует ясная концепция государственного патриотизма, а, соответственно, и основанные на ней пропагандистская и воспитательная деятельность.

Это является важнейшей причиной внутреннего раскола общества. Украина продолжает оставаться государством, в котором не существует политической нации,— она так и не сформировалась из различных этнических групп и народностей, проживающих на украинской территории.

Это объясняет непоследовательность и противоречивость украинской внешней политики (хотя вряд ли может называться политикой ситуативное реагирование при отсутствии общенациональных задач и целей). Пользуясь отсутствием идеологии государственного патриотизма, правящая элита Украины, проводит социально-экономический курс, не соответствующий интересам большинства общества, но наделяющий ее не виданными ранее привилегиями и полномочиями.

В обществе, где принципы государственного патриотизма так и не были сформулированы, неизбежно становится популярными идеи этнического национализма (прямо противоположные патриотическому мировоззрению). Прикрываясь этими идеями, к власти рвутся элитные группировки, готовые принести государственный и экономический суверенитет Украины в жертву собственным политическим амбициям.

Обеспечение единства и согласия

Идеология государственного патриотизма выполняет важнейшую общественную функцию,— формирует у личности представления об общности, к которой она принадлежит, об общем деле, в котором она участвует, об общих задачах и целях, которые она начинает воспринимать как свои собственные. Тем самым обеспечивается связь человеческой личности и государственного организма, без которой государство обречено на распад, а общество на деградацию.

Общество, сознание которого основано на идеологии государственного патриотизма, способно успешно противостоять внешним угрозам, сохранять свою культурную идентичность в условиях внешнего давления, преодолевать экономические бедствия без социальной дестабилизации. Это утверждение можно подтвердить многочисленными примерами из нашей отечественной истории. Достаточно вспомнить освободительную войну украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого, Великую Отечественную войну и поразительное по темпам послевоенное восстановление.

В Советском Союзе в государственной идеологии произошло соединение идеи государственного патриотизма и принципов социальной справедливости. Это позволило, во-первых, добиться общественного единства и согласия по принципиальным вопросам развития страны (тем, кто считает, что какое-либо общество можно скрепить исключительно средствами репрессивного аппарата, я советую ознакомиться хотя бы с основами социальных наук). Во-вторых, благодаря этому соединению было обеспечено успешное экономическое и культурное развитие. Люди ощущали личную заинтересованность в реализации государственных проектов, стремились узнать и понять культурное наследие, становившееся частью их жизни.

Ощущение взаимосвязи личности и государства

К сожалению, в конце советской эпохи идеология государственного патриотизма была утрачена,— особенно это стало заметно в начале 80-х годов. Партийное и государственное руководство того времени оказалось не в состоянии адекватно оценить внешние угрозы и внутренние проблемы, разрушавшие и патриотическое мировоззрение, и само советское государство.

Разрыв между идеологией и социальной практикой, превратил государственную пропаганду в набор оторванных от реальности лозунгов и раздражавших ритуалов. От живой человеческой личности творцы официальной культуры перешли к повторению общих мест и ни к чему не обязывающих лозунгов. В постоянно звучавшей песни тех лет пелось: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский союз». Подобная фраза могла родиться только от непонимания того, что составляет сущность патриотизма – ощущение взаимосвязи личности и государства. Но личность возникает не на пустом месте, ее внутренний мир, ее мировосприятие формируется благодаря предыдущему социальному и внутреннему опыту.

Естественно, что переживания и воспоминания, связанные с детством, с родным домом, с улицей, на которой вырос, составляют основу любой личности. Нельзя стать патриотом государства, если ты не научился любить свою улицу, свой город, свой край. Так что припев известной песни должны был звучать так: «Мой адрес и дом, и улица, и Советский Союз». Задача идеологии государственного патриотизма как раз в том и состоит, чтобы превратить естественную для человека любовь к семье, родным, к отчему дому в любовь к Отечеству, к его истории и культуре.

Положение не изменилось к лучшему и после образования независимого украинского государства, что многим в начале 90-х представлялось панацеей от всех социальных и гуманитарных проблем. К несчастью, бюрократическое давление по сравнению с советским периодом только усилилось, идеология государственного патриотизма так и осталась несформированной,— только от навязывания абстрактных, оторванных от реальности идеологических штампов, власть перешла к абсолютизации этнических, местных черт, составляющих лишь часть национальной культуры. С точки зрения марксизма,— это совершенно естественный процесс. Украинский правящий класс, сформировавшийся за счет расхищения общенародной собственности, не мог по своей природе стать носителем патриотической идеологии даже в ее буржуазном понимании.

Опасности этнического национализма

Основная опасность этнического национализма состоит, на мой взгляд, в том, что он не позволяет сформироваться национальной украинской идентичности. Нельзя забывать о том, что в своих современных границах Украина существует лишь с 1954 года, а соединение земель, населенных этническими украинцами завершилось только во время Второй мировой войны. Сейчас Украина представляет собой конгломерат народов и этнических групп, которые не объединены ни общими идеологическими построениями, ни даже единой системой хозяйственных связей. Украина сейчас стоит перед выбором,— обрести государственную и национальную идентичность, или прекратить существование в качестве единого государства, распавшись на отдельные земли и исторические области.

Что же может лечь в основу украинской идентичности? Прежде всего, любовь и уважение к национальной культуре во всей ее полноте и своеобразии. Несомненно, что неотъемлемой частью культуры Украины является русская культура, причем не только культура русскоязычного населения нашей страны, а русская культура в целом. Творчество Пушкина,

Достоевского, Чайковского и Репина оказала на формирование нашего национального миросозерцания не меньшее влияние, чем творчество Шевченко, Франко, Лысенко и Мурашко. Отказываться от этого наследия не только неразумно, но и преступно.
Нельзя вгонять наше культурное наследие в языковые или территориальные рамки.

Сохранение и развитие русского языка в условиях современной Украины является залогом национального культурного, научного и духовного прогресса. Культуру Украины ни в коем случае нельзя сводить к областным особенностям, выдавая их за общеукраинскую норму. Сторонники этнического национализма, стремящиеся разделить народ Украины на своих и чужих по признакам крови и языка, представляют сейчас несомненную опасность для самого существования украинского государства. С точки зрения государственного строительства этнический национализм представляет большую угрозу, чем обезличивающий бюрократизм советского периода.

Кроме того, для формирования национальной идентичности огромное значение имеют представления об общности исторической судьбы. К сожалению, политика нынешней власти, как будто нарочно, направлена на то, чтобы помешать укреплению данных идей в украинском обществе. В этом власть превосходит только национал-либеральная оппозиция. На первый план выдвигаются такие исторические фигуры (например, Петлюра или Мазепа), которые не могут не вызывать неприятия у значительной части украинского общества.

Роль символов для национального единства Украины

Между тем, в украинской истории, несомненно, есть государственные деятели, которые могут стать символами национального единства Украины. По моему глубокому убеждению, такую роль может и должен сыграть Богдан Хмельницкий.

Ему впервые удалось осознать не только особые социально-культурные черты украинского народа, подавлявшиеся польской государственной машиной, но и ощутить кровную общность украинцев с другими восточнославянскими народами.

Как строитель украинской государственности Богдан Хмельницкий заложил в ее основание те принципы, которые, с одной стороны, соответствуют традиционным представлениям народа Украины, с другой,— открывают перед ним исторические и цивилизационные перспективы.

Это, во-первых, социальная ответственность власти, проведение политики в общенародных интересах. Как известно, эта сторона государственной деятельности Богдана Хмельницкого чрезвычайно раздражала казацкую старшину и была основной причиной его конфликта с верхушкой казачества. Во-вторых, признание Украины частью евразийского, а не западноевропейского пространства, что предполагает экономический и политический союз с другими народами Евразии, прежде всего, с восточными славянами и тюрками.

Для нас представляют сейчас важность не только идейное наследие Хмельницкого, но и его опыт и политическая воля. Ее недостаток сейчас остро ощущается в украинском обществе. Принято упрекать в недостатке воли политическую элиту Украины, но, к сожалению, это обвинение можно распространить и на левые партии. Украинский патриотизм сегодня может быть только действенным и должен проявляться в ежедневной политической работе.

Сплотить украинское общество

Сейчас сложилась реальная угроза как обострения социально-экономического кризиса, так и утраты украинским народом культурной идентичности. Эта опасность непосредственно связана с подчинением процесса национального строительства и государственного развития ценностям западной цивилизации. Национал-либеральная коалиция, выступающая главным сторонником идей, «европейской идентичности» Украины и поиска «пути в Европу», в случае прихода к власти неизбежно будет стремиться изменить социокультурные коды, свойственные украинскому народу, на нормативы западной (англосаксонской) цивилизации. Последствия этого процесса могут оказаться катастрофическими.

Действующая власть, несмотря на то, что является политическим соперником национал-либеральной коалиции, не в силах эффективно бороться с ней как в силу общей социальной природы, так и потому, что стратегия власти основана на тех же мифах и иллюзиях, что и миросозерцание национал-либералов. Власть, оторванная от собственного народа, не разделяющая его представления и ценности, скатилась на позиции крайнего западничества.

Западная цивилизация стала для нее эталоном, под который необходимо подогнать и жизнь украинского государства, а ведущие страны Запада рассматриваются в качестве лучших союзников (и даже наставников) Украины.

Необходимо, наконец, ясно осознать, что вырванная из общего евразийского пространства, национальная культура Украина будет не в силах противостоять чуждым влияниям, окажется в плену чуждых представлений, что поставит ее на грань исчезновения. Украинское государство без прочных, дружественных связей с другими государствами Евразии будет обречено превратиться в полуколонию Запада, эксплуатируемую и бесправную.

Проведение евразийского внешнеполитического курса, который, кстати говоря, неотделим от ответственной социально-экономической политики, может обеспечить только широкая, действительно общенародная лево-патриотическая коалиция. Формирование такой коалиции является насущной необходимостью, в этой деятельности обязаны принять ведущие политические силы, выступающие с позиции действительных национальных интересов, прежде всего, левые партии. Идеологией коалиции должен стать действенный украинский патриотизм, способный сплотить украинской общество, стать основой для формирования украинской политической нации.

Нам необходимо сформулировать консолидирующие идеи, которые не позволили бы межэтническим, межконфессиональным, межрегиональным конфликтам разорвать украинское государство. Нам крайне важно найти объединяющие нас идеалы, реализация которых стала бы сущностью внешней и внутренней политики Украины.

Леонид ГРАЧ,


Дополнительная информация